Что должен уметь ребенок в 1 год

Вот и наступил долгожданный момент: ваш малыш отпраздновал свой первый день рождения. Этот год был наполнен волнениями, тревогами и незабываемыми моментами счастья. Как же радуют родителей приобретенные крохой умения и навыки! Тем не менее, каждая внимательная и заботливая мама к этому рубежу задает себе вопросы: «Что умеет ребенок в год? Не упущено ли что-нибудь важное?»
 
Что должен уметь ребенок в 1 год
 
Не переживайте, если показатели вашего ребенка не соответствуют нижеприведенному списку на все 100% (это средние данные). Возможно, ваша кроха будет несколько отставать от возрастных норм.
Позанимайтесь с малышом – в скором времени у него все получится. Детки, которых с самого рождения стремились развивать, зачастую опережают средние показатели, что является предметом особой гордости для родителей.
 
Основные навыки годовалого ребенка
 
Начало
 
Следит глазами за источником света (когда начинает видеть)
Прислушивается к звуку погремушки, следит за ней глазами (когда начинает слышать)
Улыбается маме (первая улыбка малыша маме)
Держит головку (когда ребенок начинает самостоятельно держать головку)
Переворачиваться со спины на животик и обратно
Тянет руки к игрушкам
Сидеть (самостоятельно начинает сидеть)
Агукает (когда начинает агукать и гулить)
 
Осваивая двигательные навыки, в год ребенок должен уметь:
 
Уверенно стоять без поддержки.
Ходить с поддержкой взрослого за одну (обе) руки или самостоятельно (когда ребенок начинает ходить).
Активно ползать (это не относится к категории малышей, которые не ползают вообще: такие дети начинают ходить достаточно рано, минуя этап ползанья, что является вариантом нормы) (когда малыш начинает ползать).
Ползать по лестнице вверх и вниз.
Шагать по лестнице приставным шагом при поддержке взрослого.
Приседать, выпрямляться, подниматься на ноги из любого положения.
Влезать на кровать, диван, кресло, спускаться на пол.
 
Познавательное развитие соответствует норме, если кроха умеет:
 
Собирать и разбирать пирамидку (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно).
Открывать и закрывать крышки баночек, коробок, складывать в них мелкие игрушки, доставать обратно (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно).
Составлять «башню» из кубиков.
Может играть с различными предметами домашнего обихода (посудой, обувью, головными уборами и т.п.).
Совершать различные действия с образными игрушками: «кормить», «причесывать», «ругать» (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно, если была создана игровая ситуация).
Захватывать мелкие предметы (пуговица, ластик) большим и указательным пальцами.
Катить перед собой игрушку на колесиках, прокатывать мячик.
Открывать и закрывать дверцы шкафов, доставать из них и рассматривать различные вещи, выдвигать и задвигать ящики.
Подражать действиям взрослого: «причесываться», «краситься маминой косметикой», «дуть на горячее» и т. п.
Подражать действиям сверстников: стучать, хлопать, сыпать, копать песок и т. п.
 
Эмоционально-социальное развитие ребенка в возрасте 1 год должно соответствовать следующим показателям:
 
Малыш может эмоционально проявлять свои чувства: целовать, обнимать маму, папу, любимую игрушку.
Радоваться веселым играм со старшими, новым игрушкам (иногда ребенок может даже испугаться появлению новой игрушки).
Узнавать всех близких и радоваться их приходу.
Узнавать близких на фотографии, показывать пальчиком, где мама, папа.
Малыш может насторожиться, заплакать при появлении «чужого» человека.
Листать книжки, с интересом рассматривать картинки, показывать по просьбе на какое-либо изображение (котика, собачку).
Эмоционально реагировать на музыку: «танцевать», «подпевать».
Подражать мимике взрослого.
Выражать свое недовольство мимикой (криком, плачем, писком) на запрет, строгий тон взрослого.
Смотреть в зеркало, восхищаться своим отражением, играть с ним, строить рожицы.
Подражая взрослым «разговаривать» по телефону.
 
Оценивая речевое развитие ребенка, специалисты рассматривают два показателя: активную речь и понимание речи. В год ребенок должен уметь:
 
Говорить на «детском» языке от 2 до 10 слов, на вопрос «Кто это?» отвечать автономными словами.
Изображать знакомые звуки и действия: подражать голосам животных, отвечать показом на вопрос «Как Ванечка плачет, поет, танцует?» и т.п.
Подражать (интонационно), повторяя за взрослыми новые слова.
Подражать знакомым словам, произносимым сверстниками.
Показывать по просьбе на одну из 4-х игрушек и на одну из 2-х картинок.
Выполнять просьбы: «принеси», «дай», «положи», «закрой», «открой».
Понимать слово «нельзя».
Показывать по просьбе на называемые предметы в доме.
Махать ручкой «пока-пока», играть в «ладушки», показывать, как летает птичка (махать ручками), играть в игру «ку-ку» (ладошками закрывать и открывать лицо).
Знает и реагирует на свое имя
 
К годовалому возрасту малыш должен овладеть простейшими бытовыми навыками:
 
Откусывать и жевать кусочки хлеба, сухарика, печенья.
Пить самостоятельно из бутылочки, поильника, некоторые малыши пьют из кружки, придерживая ее руками (Когда начинают пить из кружки).
Делать первые попытки кушать ложкой (некоторые детки ловко накалывают кусочки мягкой пищи на вилку, но чаще малыши берут еду руками).
Притягивать ручки под кран для умывания, вытирать лицо и руки полотенцем.
Некоторые малыши при одевании помогают себя надевать: протягивают ручку в рукав, вставляют ножку в обувь, но многие не любят этот процесс и выражают писком (криком) свое недовольство.
Сигнализировать характерными звуками, что штанишки мокрые или испачканные (если на ребенка не надет подгузник большую часть суток), иногда бывает, что малыши в этом возрасте уже начинают проситься на горшок.